Развитие технологического сектора через комплексную поддержку государства: взгляд Ассоциации «Регионы XXI ВЕК» на меры Минэкономразвития
2025-08-26 09:30
В конце августа 2025 года Минэкономразвития РФ объявило о запуске механизма компенсации затрат технологических компаний на выпуск и размещение ценных бумаг. Государство намерено возместить часть расходов, связанных с подготовкой к IPO, чтобы стимулировать выход бизнеса на биржу и привлечь частный капитал. По словам заместителя министра Максима Колесникова, эта мера «поможет технологическим компаниям для своего развития привлекать финансирование на бирже, снизить издержки и открыть доступ к дополнительным ресурсам». Безусловно, это позитивный шаг: развитие фондового рынка и выход новых эмитентов повышает инвестиционную привлекательность страны. Однако если взглянуть шире, возникает закономерный вопрос: много ли технологических компаний в России действительно выходят на IPO? И что делать тем, кто до этой стадии ещё не дорос?
В 2024 году на российском фондовом рынке состоялось всего 15 IPO на общую сумму около 81 миллиарда рублей. Среди них — крупные игроки, такие как «Элемент», МТС Банк и «Светофор Групп». Аналитики прогнозируют, что в 2025 году будет примерно 15–20 новых размещений, в числе потенциальных эмитентов называют «Сибур», VK Tech и «Дом.РФ». Для подавляющего большинства высокотехнологичных малых и средних предприятий IPO остаётся недостижимой целью. Многие компании находятся на стадиях разработки продукта, выхода на рынок или первых контрактов, и до этапа публичного размещения ещё далеко.
Елена Сатинина, общественный уполномоченный по мерам господдержки при Уполномоченном по защите прав предпринимателей г. Москвы и руководитель Комитета по мерам господдержки внедрения ИИ-решений на предприятиях Ассоциации инновационных решений и искусственного интеллекта «Регионы XXI век», отмечает: «Поддержка для МСП, планирующих при-IPO или IPO, довольно ограничена. Компенсация расходов на организацию IPO предусмотрена, но в основном подходит для московских и высокотехнологичных компаний — сумма до 100 млн рублей при одном размещении. В этом году запланировано 38 размещений, но фактически их всего около пяти, поэтому планы вряд ли реализуются. Президент РФ призвал ориентироваться на выход на биржу, ведь инвесторы не только размещают средства на депозитах, но и поддерживают малый бизнес, способствуя развитию экономики. Для высокотехнологичных компаний при IPO интересен именно механизм продажи доли и привлечение финансирования, что дает перспективы роста и последующей выгодной продажи».
Что же препятствует развитию высокотехнологичного МСП? Во-первых, это недостаточная информированность. Хотя существуют программы государственной поддержки — гранты Фонда содействия инновациям, льготы для бизнес-ангелов, акселераторы, субсидии в рамках программы «Мой бизнес» — информация о них разрознена и недостаточно доступна. Предприниматель сталкивается с отсутствием «единого окна» и сложным, бюрократическим языком документов. Во-вторых, сложные процедуры подачи заявок требуют серьёзной юридической и бухгалтерской подготовки, что малым командам часто не под силу, а условия софинансирования делают участие невозможным. В-третьих, программы поддержки имеют фрагментарный характер: есть гранты «на входе» — на НИОКР и создание прототипов, и есть помощь IPO «на выходе», но практически отсутствует поддержка на ключевых стадиях роста, таких как Seed и Series A, когда компаниям практически некуда идти из-за ограничений венчурного рынка и недоступности кредитов из-за высоких рисков. Наконец, узкая база бенефициаров ограничивает сферу влияния: доля высокотехнологичных МСП в России не превышает 1,5–2% от общего числа малых предприятий. Большая часть малого бизнеса сосредоточена в торговле и сфере услуг, тогда как для развития технологического сектора необходимы квалифицированные кадры, тщательные научные исследования и разработки, а также длинный инвестиционный горизонт.
Таким образом, IPO является лишь вершиной айсберга, отражающей небольшой, но важный шаг в развитии технологического МСП в России. Чтобы стимулировать рост и инновации, необходим комплекс новых инструментов поддержки, охватывающих все стадии развития компаний — от идеи и прототипа до зрелого бизнеса, готового к выходу на биржу. Только интегрированный подход и упрощённые, прозрачные механизмы поддержки смогут раскрыть потенциал российских высокотехнологичных МСП и обеспечить им устойчивый рост в условиях конкурентного рынка.
Елена Сатинина заявила: «Сократилось число компаний, которые воспользовались мерами гос поддержки в этом году на 14%. Тем не менее, бюджет на компенсацию затрат для компаний, кто выходит на IPO хороший и планируется быть максимально выбран будущими эмитентами».
Сравнение с США и Европой наглядно показывает, почему российские меры воспринимаются как недостаточные. В США существует единая информационная экосистема — портал SBIR/STTR, где собраны все грантовые конкурсы и программы поддержки, что значительно упрощает доступ предпринимателей к необходимым ресурсам. В Европе аналогично работает программа Horizon Europe и сеть Enterprise Europe Network (EEN), которая оказывает помощь бизнесу на всех стадиях. В России же предпринимателю приходится искать поддержку на десятках разрозненных сайтов, что создает дополнительные барьеры для стартапов и малых технологичных компаний. Вторая важная особенность — стадийность поддержки.
В США и ЕС сформирована четкая система «инвестиционного лифта»: компании последовательно проходят через стадии грантов, акселераторов, получают помощь от бизнес-ангелов, затем венчурных фондов, после чего идут этапы pre-IPO и IPO. В России наблюдается «провал» именно на промежуточных стадиях роста — на этапах Seed и Series A, когда требуется масштабирование бизнеса и привлечение больших инвестиций. Третья особенность касается культуры инвестиций.
Зарубежные инвесторы готовы к риску, понимая, что один успешный стартап окупит несколько неудачных, что стимулирует активное вложение в инновационные проекты. В России же частные инвесторы более осторожны, а венчурное финансирование остается редкостью, что сдерживает развитие технологичного сектора. Региональный фактор также играет ключевую роль: в России инновационная активность концентрируется преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как в США и Европе стартап-хабы распределены по регионам — такие города, как Остин, Бостон, Берлин, Париж, Таллинн, создают благоприятную среду для предпринимателей и инвесторов. Что касается доли высокотехнологичных МСП, в России она составляет всего 1,5–2% от всех МСП, в Европе — около 1,9% в среднем и до 4% в Германии, в США этот показатель достигает нескольких процентов, при этом сектор высоких технологий обеспечивает 4–6% занятости.
Елена Сатинина рассказала о важности прозрачности для компаний, выходящих на биржу и привлекающих инвестиции. По её словам, сейчас бизнес стимулируют двигаться в сторону большей открытости, чтобы показывать внутренние процессы и историю компании. Это необходимо для тех, кто выпускает облигации и планирует публичные заимствования, ведь инвесторы требуют полной информации и отчётности. При этом не все предприятия готовы к такой открытости, однако для выхода на биржу это обязательное условие. Сатинина отметила, что несмотря на существующие лимиты, стимулирование эмитентов будет способствовать увеличению числа компаний на рынке ценных бумаг. При этом бизнесу важно понимать, что это открывает возможности для более выгодного кредитования и привлечения инвестиций, что способствует развитию. Она также подчеркнула значимость мер государственной поддержки для предприятий. По её словам, наличие государственной поддержки повышает доверие инвесторов к компании, так как государство рассматривает бизнес не просто как исполнителя функций, а как партнёра. Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) выгодно и бизнесу, и государству, поскольку МСП является драйвером экономического роста, особенно в контексте импортозамещения и укрепления суверенитета. Таким образом, сотрудничество государства и бизнеса строится на принципе взаимной выгоды: бизнес получает субсидии и льготные меры, а государство — экономический рост и устойчивое развитие отечественной экономики.
Почему же при наличии грантов и субсидий создается впечатление недостаточности поддержки? Во многом это связано с тем, что программы ориентированы на более сильные, зрелые компании, тогда как начинающим и развивающимся хватает возможностей мало. Отсутствует целостная система сопровождения бизнеса «от стартапа до IPO», из-за чего многие компании теряются на пути развития. К тому же региональные предприниматели часто не знают, как вовлечься в существующие программы. Наконец, сегмент высокотехнологичных МСП в России слишком мал, и меры поддержки ощущаются как единичные, не массовые.
Роль ассоциаций и профессиональных сообществ в этом контексте становится особенно важной. Посредничество отраслевых объединений может стать мостом между бизнесом и государственными программами, выполняя функцию навигатора по мерам поддержки. «Сегодня меры поддержки высокотехнологичного бизнеса существуют, но они разрозненные и малодоступные для большинства региональных МСП. Ассоциация инновационных решений и искусственного интеллекта «Регионы XXI ВЕК» видит своей задачей не только информировать компании, но и формировать для них удобный «инвестиционный лифт» — от грантов и акселерации до выхода на биржу», — отмечает Ольга Чернокоз, председатель правления Ассоциации инновационных решений и искусственного интеллекта «Регионы XXI ВЕК».
Инициатива Минэкономразвития по компенсации расходов на IPO — важный сигнал рынку и важный элемент поддержки, но IPO — это лишь вершина айсберга. Чтобы российский высокотехнологичный бизнес мог массово достигать этой стадии, необходимо построить полноценную систему поддержки, которая будет охватывать весь путь компании: от ранних этапов с грантами и акселераторами, через венчурное финансирование и стадии pre-IPO. Только благодаря такому комплексному подходу единичные успехи смогут превратиться в устойчивую волну инновационного развития, и доля высокотехнологичных МСП в экономике России приблизится к уровню развитых стран.
Елена Сатинина отметила: «Единственное, мер поддержки много, но ими сложно пользоваться. Все они происходят на конкурсной основе. Второе, субъекты МСП не все готовы к транспарентности, к прозрачности и открытости, над чем нужно работать нам, всем».