Время объединяться. В ЦСР считают, что конкуренция губернаторов мешает межрегиональному взаимодействию и инвестиционному росту

Межрегиональному взаимодействию мешают показатели эффективности региональных властей (KPI), при которых решение любой проблемы превращается в их собственное дело. Об этом в рамках Форума стратегов 2020-2021 заявила вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Татьяна Караваева. Это заявление вызвало дискуссию на тематическом круглом столе, но представители регионов оказались согласны с такой позицией.

Со слов вице-президента Центра стратегических разработок (ЦСР), если стимулировать губернаторов для совместной реализации программ, то совместное использование инфраструктуры комплексных проектов может принести гораздо больший экономический эффект, чем решение инвестиционных задач отдельными субъектами федерации. «Мировые лидеры давно идут по практике создания мегарегионов, объединяя ресурсы территорий и повышая свои способности», — сказала вице-президент ЦСР Татьяна Караваева.

Исследование ЦСР на примере московского метропольного региона (Московская, Калужская, Тульская, Ярославская, Тверская, Смоленская, Владимирская, Рязанская области) показало, что совместное использование инфраструктуры комплексных проектов могут принести до 80 млрд рублей. Причем для всех участников синергетический эффект может дать скоординированное развитие крупных городов и регионов. И с реализацией совместных проектов среднегодовой темп роста ВВП к 2035 году составит для Москвы 103,1%, а для ближайших к столице регионов 104,6%. Без объединения усилий прогноз экономического роста выглядит скромнее — 102,1% для Москвы и 102,2% для регионов московской метрополии.

Как считает вице-президента ЦСР Татьяна Караваева, взаимодействовать регионам мешает невозможность прямого финансирования межрегиональных проектов из разных бюджетов на территории другого субъекта РФ, отсутствие возможности нахождения собственности субъекта на территории другой области, края или республики, а также проведение совместных конкурсных процедур.

Андрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России

Другое мнение на неудовлетворительный уровень межрегиональной кооперации высказал директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко. С его слов, дело не в нормативно-правовых актах, а в том, что отдельные чиновники не могут или не хотят использовать имеющиеся инструменты развития. «Только на уровне федерации шесть инструментов направлены на развитие инфраструктуры, начиная от инфраструктурного кредита и т.д… Все механизмы существуют, их можно улучшать, модернизировать, но лично мое мнение — надо брать и выполнять», — уверен Шпиленко.

В своей презентации директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко также представил анализ межрегионального промышленного кластера «Композиты без границ», который объединяет Московскую, Тульскую, Ульяновскую, Саратовскую области и Татарстан. Проблема в том, что из-за высокой доли импорта производство композитных баллонов приводит к высокой стоимости конечной продукции. Поэтому возможности межрегионального взаимодействия остаются по-прежнему не реализованными.

В целом же общий уровень функциональной зависимости любого промышленного кластера может быть снижен с 20% до 10%, в случае, если не менее 30% участников расположены на территории регионов с низким уровнем развития или в приоритетных геостратегических регионах, объясняет эксперт.

В свою очередь врио заместителя Председателя Правительства Камчатского края, министр экономического развития и торговли Камчатского края Юлия Морозова обратила внимание собравшихся на трудности использования имеющихся механизмов, обусловленные спецификой регионов. Как представитель дальневосточного региона она напомнила, что для всего Дальнего Востока характерна огромная площадь территорий и низкая плотность населения. «У Камчатки, например, также как у Сахалина, нет сообщения с материковой частью по суше, — описала ситуацию министр экономического развития и торговли Камчатского края Юлия Морозова, — Мы грузы не можем отправить, почту». Она также сообщила, что период строительства на Камчатке длится 3 месяца, что естественным образом сказывается на строительстве.

Юлия Морозова, министр экономического развития и торговли Камчатского края

Все эти моменты негативно влияют на возможности использования инфраструктурных механизмов дальневосточниками. Чтобы получить тот же инфраструктурный кредит, приходится обосновывать и подводить документацию под соответствующие критерии эффективности, что не всегда возможно, призналась Юлия Морозова. «Конечно, нам бы хотелось, чтобы на нас обратили внимание и сделали для дальневосточных регионов особые критерии. Надо обязательно учитывать региональную специфику и давать нам возможность развернуться там, где мы физически не можем этого сделать», — выступила министр экономического развития и торговли Камчатки.

Она также признала существующую между регионами конкуренцию, которая преодолевается только при решении непосильных для одного субъекта федерации проблем. Так примером успешного межрегионального сотрудничества стал проект Камчатка-Чукотка, который появился, чтобы решить общую проблему обеспечения северного завоза продуктов питания. «Пришлось объединиться, пришлось определить региональную специфику, и в этом году мы сделали такой завоз, какого, честно говоря, никогда не было», — поделилась министр Юлия Морозова. От такой кооперации выиграла не только региональная власть, которая смогла удовлетворить потребности населения, но и бизнес, получивший финансирование за создание новых транспортных коридоров.

Выступая во время круглого стола, генеральный директор медиахолдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз рассказала о создании экспертных площадок межрегионального взаимодействия. «Мы сталкиваемся с тем, что регионы в большинстве своем не понимают для чего им это нужно», — сказала Ольга Чернокоз. Несмотря на то, что законодательное поле стало другим, почему-то федеральные власти продолжают сохранять страх роста уровня независимости регионов, что негативно сказывается на экономическом развитии территорий.

«На мой взгляд, одними универсальными инструментами проблему не решить, безусловно, нужно проводить больше мероприятий в регионах, стараться их объединить между собой и искать именно те позитивные силы среди региональных органов власти, бизнеса, экспертов, которые будут это развивать и так или иначе решать вопрос», — добавила гендиректор медиахолдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз, в конце пригласив собравшихся к сотрудничеству в рамках создания Общественной платформы развития регионов.


У представителей регионов и бизнеса открывается новая возможность обсудить возможность взаимодействия в решении социально-экономических задач. Медиахолдинг «Регионы России» в партнерстве с WBC-медиа запустил новый проект: «Общественная платформа развития регионов».

  • Платформа будет способствовать масштабированию лучших практик развития субъектов и активному их распространению в регионы.
  • Помогать активному точечному взаимодействию лучших сил российских регионов по улучшению экономической ситуации и росту качества жизни населения как внутри, так и вне границ территорий, в том числе с федеральным центром.
  • Активизировать внутренний потенциал российских регионов в решении стратегических вопросов развития.
  • Разрабатывать и продвигать значимые для развития субъектов проекты.

Фото: пресс-служба Форума стратегов 2020-2021

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*