Миссия

Последние несколько лет табуированная ранее тема межрегионального взаимодействия стала звучать всё чаще, пока, правда, в большей степени на уровне экспертного обсуждения. Тем не менее на разных этажах российской власти становится понятно, что в такой огромной стране, как Россия, решать все региональные вопросы и проблемы из федерального центра сложно, а порой даже губительно.

 Три года назад, 1 марта 2018 года, в послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил развернуть масштабную программу пространственного развития страны, обозначив тем самым политический тренд на большую самостоятельность российских регионов. Однако, инерция на централизацию оказалась слишком сильной, республики, края и области России до сих пор в большинстве своём с надеждой смотрят исключительно на федеральный центр начиная от ожидания указаний, что делать и куда бежать — заканчивая, конечно же, бюджетом.

 Каждый глава региона, в зависимости от собственных возможностей и политического веса, старается, как может «выбить» из центра побольше бюджетных средств. Если же ему повезло с депутатами Госдумы, которые собственно и участвуют в принятии бюджета, то задача становится посильной. Правда, бюджет государства не резиновый, да и показатели экономического роста последние 7 лет явно не радуют — число бедных, если не сказать нищих, в России не только не снижается, но, несмотря на все ухищрения официальной статистики, из года в год увеличивается. Проблема бедности российских граждан всё больше становится фактором угрозы национальной безопасности.

 В России люди живут везде, и жить они хотят хорошо. Причём не в абстрактном «завтра», а в реальном «сегодня». Роль, государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, но и прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Получается, что в основе проводимой региональной политики должны лежать сбережение многонационального народа России и благополучие наших граждан, именно здесь обществу необходимо совершить решительный цивилизационный прорыв. В итоге приходится констатировать, что нынешняя система управления регионами и внутри их не эффективна и требует серьёзного обновления с учётом достижения национальных целей и реализации национальных проектов, утверждённых Президентом Владимиром Путиным.

 «Страна развивается, идёт вперёд, но всё это происходит только тогда, когда развиваются регионы Российской Федерации. Стремление руководителей субъектов Федерации сделать свой регион успешным и самодостаточным должно и будет всемерно поощряться. Мы поддержим тех, кто берёт на себя ответственность и запускает проекты созидания. Убеждён, что большой потенциал есть у каждого региона России» – Президент России Владимир Путин, Послание Президента Федеральному Собранию, 21 апреля 2021 года.

 Тем не менее хотелось обратиться к недавней истории и вернуться в 2000-й год, когда регионы и их лидеры были более самостоятельны, можно сказать, опасно самостоятельны — вплоть до развала страны. С другой стороны, в условиях хронического политического и экономического кризиса, их самостоятельность была вынужденной, иначе они, да и Российская Федерация в целом, не выжили бы.

 В 90-е годы прошлого века от федерального центра ждать было нечего, а финансово-промышленные группы дрались за власть и им было не до людей, вот субъекты и выживали как могли. Тогда начали возникать межрегиональные объединения, например, Уральская республика или Сибирское соглашение, которые по своей сути в том политическом моменте были ассоциациями взаимопомощи. Процветал бартер и взаимозачёт — кто-то менял пшеницу на тушёнку, а кто-то одежду на колбасу.

 На фоне различных форм экономической самостоятельности регионов, неизбежно начала нарастать политическая самостоятельность. Помимо Чечни можно вспомнить Татарстан или Башкортостан. Закрепление внутриполитической ситуации, основанной на правовой безответственности субъектов федеративных отношений, вело не только к усилению дезинтеграционных, центробежных тенденций, но к препятствию становления в России демократических ценностей. Региональный сепаратизм становился угрозой территориальной целостности государства.

 С приходом к власти Владимира Путина единство страны стало внутриполитическим приоритетом. Центральная государственная власть должна гарантировать каждому гражданину страны, в каком из её многочисленных регионов он не находился бы, полную защиту и соблюдение прав и свобод. В течение нескольких лет была проделана огромная работа, часть которой была поручена тогдашнему губернатору Тюменской области и одновременно председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Сергею Собянину, по приведению законодательных актов субъектов в соответствие с действующим федеральным законодательством. В этой же логике вынужденных действий лежит введение института Полномочных представителей Президента в федеральных округах, а также отход от прямых выборов глав регионов в сторону их назначения.

  Многолетняя работу по совершенствованию механизма централизации власти в нашей стране имеет и обратный эффект — в силу закономерностей политического процесса была существенно ослаблена ответственность регионов, и вот уже от Президента Путина мы всё чаще слышим призывы к главам регионов быть не только «эффективными менеджерами-технократами», послушно выполняющими указания федерального центра, но и уметь брать инициативу, а главное — ответственность на себя.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Это документ стратегического планирования и разработанный в рамках целеполагания по территориальному (региональному) принципу. Реализация этой Стратегии потребует разработку и утверждение стратегий социально-экономического развития макрорегионов (межрегиональных ассоциаций) в целях усиления межрегионального взаимодействия и сокращения уровня в дифференциации социально-экономического развития между регионами.

 Некоммерческое партнёрство «Регионы XXI век» начиная с момента своего создания в 2005 году, принимает активное участие в формировании региональной политики, направленной на развитие отечественной промышленности, в общественно-политических и социально-экономических процессах, происходящих в субъектах, в содействии приходу в региональную власть и органы местного самоуправления эффективных управленцев.

 В целях экспертного контроля и мониторинга реализации Стратегии пространственного развития «Регионы XXI век» при взаимодействии с профильными федеральными органами исполнительной власти берёт на себя в рамках медиации общественных процессов практическую реализацию формирования и обеспечения функционирования на постоянной основе Центра анализа и мониторинга пространственного развития Российской Федерации.  Только совместная работа федеральной власти, регионов и общественных организаций может изменить существующую систему и заложить фундамент пространственного развития России на долгие годы.

Ольга Чернокоз,
генеральный директор Некоммерческого партнёрства «Регионы XXI век», Генеральный директор медиахолдинга “Регионы России”, главный редактор